Поскольку поле деятельности потребкоопера- ции – сельская местность, транспортные расходы входят в тройку самых объемных. И от слаженной работы вертикали в этой сфере во многом зависит финансовое благополучие всей системы. Между тем уровень транспортных расходов в первые три месяца года вырос. Есть в этом объективные причины – топливо в стране дорожает, увеличившись в цене с начала года на пять процентных пунктов. Но не только. – Мы так и не смогли добиться эффективной работы в этом направлении, – задал деловой тон разговору Александр Скрундевский, первый заместитель председателя Правления Белкоопсоюза. – Среднее время простоя транспорта на наших торгово-распределительных складах не выдерживает критики. Непонятно, откуда такие цифры? Есть случаи, когда автомобили по полгода не выходят на линии. Нужен ли нам транспорт, за который еще и налог платим? Разработан комплекс мероприятий по оптимизации затрат в части замены и перевода автомобилей на газомоторное топливо и ряд других направлений. Если это не сделано, то хотелось бы понимать, почему мы так нерационально относимся к своим деньгам?

Приоритет – логистике и регламентам

Как доложил членам Правления и специалистам в студиях на местах, принявших участие в заседании, Андрей Лученок, заместитель начальника управления технического развития, транспорта и капитального строительства Белкоопсоюза, сторонним клиентам и населению транспортными организациями Белкоопсоюза в первом квартале года оказано услуг на 2,016 млн рублей. Лидер – Брестский облпотребсоюз с суммой выручки 1,421 млн рублей. Для сравнения: за весь 2020-й заработали 4,21 млн рублей. Однако над показателями эффективности использования транспорта – коэффициентами нахождения в движении и выхода на линию – нужно серьезно поработать. При нормативе 0,6 в январе – марте 2021 года по системе коэффициент времени в движении от времени в наряде составил 0,46 процента. Лучший показатель в Гомельской области – 0,47, отстают: Гродненская, Витебская, Брестская с коэффициентом 0,44. Лидеры по снижению простоев автомобилей при погрузочно-разгрузочных работах в районах – «Донаприс» (0,64), Верхнедвинский (0,55), Поставский (0,53), Сморгонский (0,49), Минский филиалы (0,51) и Кличевское райпо (0,51).

Белкоопсоюз разработал регламент складской логистики с основными принципами:

  • предварительные заявки, отборка товара и соблюдение нормативов времени на погрузочно-разгрузочные работы;
  • скользящий график подачи автомобилей;
  • укрупнение грузовых мест, консолидация мелких грузов в короба или ящики в адрес каждой торговой точки.

Соблюдение регламента, отметил докладчик, позволило бы исключить длительные простои в торговых точках и на складах: – Типичные причины, по которым сверхнормативно простаивает транспорт: большое количество отдельных складов, взвешивание и отборка товаров непосредственно перед погрузкой; большое количество загружаемых автомобилей и автомагазинов; выгрузка тары перед загрузкой; нехватка грузчиков; приоритет транспорту поставщиков и большая доля ручного труда. В сельских магазинах зачастую продавец – он же и грузчик. Второй важный показатель эффективности работы транспорта – коэффициент выхода на линию. В январе – марте он для грузовых автомобилей составил 0,61, увеличившись на 0,05 пункта по сравнению с мартом прошлого года. Однако 201 кооперативный грузовик не выезжал из гаража в январе, 199 – в феврале и 144 – в марте. Причины: длительный ремонт, не было заказов или водителей. Кроме того, сверка с ГАИ данных о зарегистрированных и фактически числящихся автомобилях показала, что 523 машины из баз данных по бухучету в организациях потребкооперации уже фактически не было. Технику списывали, но не спешили снять с учета в ГАИ. С начала года наведен порядок – 547 авто сняты с учета.

Старые – на новые

Не секрет, что подвижной состав автохозяйств потребкооперации значительно изношен. Менее пяти лет колесят по дорогам 495 машин (14 % всего состава), а свыше десяти лет – 1885 (54 %). Более всего «пожилых» авто в Минском, Гродненском, Гомельском облпотребобществах – 58, 73 и 59 % соответственно. А ведь это предопределяет рост удельных транспортных издержек. – Затраты на техническое обслуживание и ремонт в первом квартале 2021 года составили 1 миллион 881 тысячу рублей, – привел говорящую цифру Андрей Лученок. – При этом обновление парка автомобилей идет медленно. В 2018-м приобретено 154, в 2019-м – 128 и 77 – в прошлом. По программе обновления автопарка организации Белкоопсоюза в нынешнем году должны купить 122 новых автомобиля, пока прибыло только 25, из них 9 – в Брестском облпотребсоюзе и 6 – в Минском облпотребобществе.

Газ вместо бензина

Почти треть себестоимости перевозок в 2020 году – затраты на топливо. Если учесть, что заправлять пропан-бутаном технику на 45 процентов дешевле, чем 92-м бензином, то почему бы этим активно не пользоваться? – Окупаемость установки газового оборудования на «Газель» при среднедневном пробеге 140 км и линейном расходе топлива 14,5 литра всего 7–8 месяцев, – привел убедительные данные Андрей Лученок. Но в системе потребительской кооперации из 2979 грузовиков на газомоторном топливе работают лишь 389. Лучше всех научились считать деньги в Гродненском облпо, где из 628 транспортных средств на газ перевели 148 и еще заключаются договоры на установку газобаллонного оборудования в 24. Это особенно актуально в условиях превышения предельных уровней транспортных издержек, которые утверждены постановлением Правления Белкоопсоюза от 24.02.2021 № 51. По облпотребсоюзам и облпо по сравнению с аналогичным периодом 2020 года уровень транспортных расходов в торговле вырос на 0,06 процентного пункта, хотя в общественном питании и заготовительной деятельности – снижен на 0,05 и на 0,47 процентного пункта соответственно. 

Дисциплина и порядок

Особое внимание на местах следует уделить выполнению положений Директивы № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». Руководители организаций должны контролировать целевое использование автомобилей, соблюдение водителями режима труда и отдыха, проведение предрейсовых и иных медицинских обследований. – Особое внимание следует уделять служебным расследованиям причин происшествий с тяжелыми последствиями, – продолжил докладчик. – По фактам ДТП ответственным лицам необходимо выяснять обстоятельства нарушений правил дорожного движения и предпринимать меры по исключению подобных случаев. Хорошей профилактикой ДТП могут стать месячники безопасности дорожного движения и регулярная проверка знаний правил водителями, проведение инструктажа и поддержание в технически исправном состоянии подвижного состава.

b2n2.png
b3.png
torg.jpg
BrestObl.png
VitbskObl.png
HomelObl.png
GrodnoObl.png
MinskObl.png
MogilevObl.png
b12021.png